2
Н.К. Петрова
 
Модернизация плюс
Доклад Президенту РФ: дальнейшее развитие событий
 
Прошел ровно год после выхода пятого номера нашего журнала за 2008г., в котором был опубликован доклад Президенту РФ «Об основаниях модернизации экономической политики». Этот доклад подготовил генеральный директор ЗАО «Гуманитарный фонд» Николай Покровский. В этой статье редакция журнала «Личность и Культура» с удовольствием рассказывает свои читателям о том, как развивались события дальше.
После опубликования доклад был направлен в Администрацию Президента РФ, и от Экспертного Совета Президента поступило предложение провести широкое обсуждение доклада, в том числе и через сеть Интернет. Редакция журнала с благодарностью восприняла это предложение.
Сегодня эта благодарность намного возросла, потому что в результате обсуждения доклада, которое охватило значительную часть страны, редакция получила развернутую картину реальной ситуации. У специалистов редакции появилось чувство непосредственной близости с огромной территорией, даже чувство парения над ней, которое позволяет одновременно обозревать ее в целом и заглядывать в отдельные уголки. Все это рождает новые эффективные алгоритмы анализа проблем и разработку решений.
Перед тем, как рассказать о ходе обсуждения, напомним уважаемым читателям основные положения доклада, которые приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
1.
Констатирующая часть.
Дана общая характеристика ситуации. В частности указано, что бюджет страны составляет примерно 1/15 часть его возможной величины, от США Россия отстает в 70 раз, от Японии в 50, а от Германии в 40 раз. Результаты развития российской экономики за 20 лет несоизмеримо ниже, чем у разрушенной войной Европы за тот же период после 1945 г..
Формирование эффективной структуры экономики идет такими темпами, что этот процесс может завершиться через 150-200 лет.
Даются также основания системного подхода, который учитывает законы самоорганизации систем и конкретного исторического процесса, роли культуры и антропологического фактора.
Такая структура экономической проблематики представлена впервые.
2.
Аналитическая часть.
Рассматривается природа неэффективной экономической политики и сопутствующих ей негативных явлений. Во главу угла поставлен уровень ее профессионализма. Он весьма невысокий. Он весьма невысокий, за почти 20 лет не решена элементарная задача - форма бухгалтерской отчетности. Главную причину этого автор видит в слабом взаимодействии власти, бизнеса и науки. Это, в частности, связано с самой методологией экономической политики, использующей методы экстраполяции показателей, а не методы ресурсного баланса, что требует гораздо более высокой квалификации специалистов.
Именно предельно упрощенные подходы не позволяют увидеть опасность существующей практики в налогообложении, привлечения инвестиций и определения арендной платы, которые раскручивают маховики дестабилизации экономики, в т.ч. за счет раздувания добавленной стоимости.
Заявленный автором системный подход дает собственное решение борьбы с коррупцией - коренное изменение структуры экономики за счет роста сектора малого и среднего бизнеса. Существующая «латифундийная» структура экономики предопределяет аномальную коррупцию. По законам систем все принимаемые сегодня меры борьбы с коррупцией абсолютно бесполезны и вредны, так как адаптируют и развивают механизмы коррупции.
Аналитика доклада вписана в рамки объективного исторического процесса в стране. Этот процесс раскрыт «Теорией развития России до 2015-2020 г.г.», которая была разработана при участии автора доклада в 1993-1995 г. Учитывается следующий кризис в стране, который прогнозируется в 2034 г. Прошедший период дал полное подтверждение всех прогнозов этой теории, включая изменение ВВП.
3.
Результирующая часть.
1. Предложена принципиально новая методология формирования экономической политики, которая заключается в следующем:
1.1. Параметры экономики рассчитываются методом ресурсного баланса. Для этого определяется совокупный ресурс (потенциал) российской экономики по структуре ВВП и по его величине. По этим данным определяются методы, этапы и сроки реализации этого ресурса. Структура ВВП определяется Национальным Хозяйственным Комплексом. Данный подход является системно-экономическим.
1.2. Все основные положения экономической политики согласуются с теорией развития России, как общественной системы. Примером такой системы служит «Теория развития России до 2015-2020 г.г.»,
Развитие экономики должно быть встроено в общие закономерности развития социума, корреляция ее параметров с параметрами социальной среды должна быть максимально четкой, наименее противоречивой.
Материалы теории в обязательном порядке должны включать прогнозы периодов наступления кризисов. В качестве инструмента для такого прогноза предлагается «Волна Деструкции в истории России», которая охватывает период с2021 по 2101 г. и хорошо согласуется с реальными историческими ситуациями.
Данный подход является системно-историческим.
1.3. Базовые положения экономической политики должны учитывать характер ближайшего кризиса в связи с тем, что он может носить решающий характер для сохранения государства. Согласно «Волне Деструкции», этот кризис должен наступить в 2034 г.
Данный подход является системно-политическим.
2. Предложены принципиально значимые требования к профессиональному уровню экономической политики, реализация которых влечет применение новых методов формирования экономической политики. Все параметры экономической политики должны рассчитываться на основании нормативно-критериальной базы, которая характеризует с одной стороны экономическую ситуацию, ее позитивную и негативную динамику, а с другой - условия стабильности субъектов экономики.
Нормативы и критерии экономической ситуации предполагают знание потенциала экономики, см. п. 1.1., т.к. должны быть с ним соотнесены.
Нормативы и критерии для субъектов экономики должны учитывать предельное обременение капитала, оптимальную структуру себестоимости продукта бизнеса и его рентабельности.
Нормативы и критерии должны учитывать статико-динамические свойства экономической ситуации.
В соответствии с требованиями системного подхода допускаются только минимальные колебания параметров экономической политики. в связи с этим должны быть предусмотрены меры по компенсации отклонений реальных параметров от проектных.
Эти требования обеспечат привлечение к формированию экономической политики высоко квалифицированных специалистов, что само по себе имеет существенное значение.
Данный подход является системно-методическим.
3. В качестве базового критерия эффективности экономической политики предложены темпы развития малого бизнеса, как базового института демократической высокоэффективной экономики и гражданского общества (см. п. 1.2. в части вопроса о социуме).
В качестве показателя развития малого бизнеса предложены темпы роста числа занятых в данном секторе экономики. В качестве норматива предлагается 50% от общего числа рабочих мест по данным мировой практики.
4. Предложено связать экономическую политику с задачами развития культуры. Впервые в мире показано, что стереотипы этики и эстетики в обществе обеспечивают до 80% ВВП.
Данный подход является системно-антропным.
5. Осуществить системную модернизацию экономической политики наиболее эффективно можно в едином информационном пространстве. Наиболее рационально формировать это информационное пространство посредством журнала «Личность и Культура».
Из п.1-4 вытекает острая необходимость глубокого системного знания. Сегодня основным источником системного знания является журнал «Личность и Культура», который за 10 лет своего издания представил обществу все материалы, вошедшие в данный доклад, а также дал наиболее точные прогнозы и оценки, не имеющие аналогов в других изданиях.
При этом положение п.4 реализуется наиболее полно и органично.
Данный подход является системно-информационным.
Ход обсуждения доклада
Обсуждение доклада редакция журнала организовала по направлениям - бизнес, власть и наука, как это предполагает «Невский Меморандум», указанный в докладе.
По рекомендации Экспертного Совета Президента РФ текст доклада был размещен на сайте журнала «Личность и Культура» www.lichnost-kultura.
narod.ru
По теме «бизнес» информация по докладу была направлена в основные организации бизнеса межрегионального уровня. По этому направлению в адрес редакции поступило наибольшее число обращений, как на электронный, так и на почтовый адрес. К сожалению, большинство из них содержало поверхностную критику действий Правительства и Президента, связи с содержа28 Личность и Культура №5 2009
нием доклада и конкретных предложений было мало.
Наиболее существенным предложением был вопрос, опущенный в докладе, о дотационных регионах. Его повторили в разных вариациях несколько авторов. По их мысли дотационные регионы - наследие советского строя и продолжение его традиций. Это - свидетельство неэффективной политики на федеральном и региональном уровне, неумение управлять, недостаток предпринимательской свободы. Говорилось ткже о том, что эту свободу ограничивают чиновники: «им ничего не надо и так хорошо», «чиновник - новый русский барин». И хотя эти вопросы требуют политической компетенции, что выходит за рамки доклада, их стоит упомянуть для политического руководства страны, т.к. здесь политика и экономика соприкасаются вплотную. Главный вывод - статус дотационного региона должен иметь строгое обоснование: географические, климатические условия, государственные задачи. .
Частные вопросы этого направления были обобщены и рассмотрены на круглом столе «Малый бизнес как базовый фактор эффективной экономической политики» в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей. Этот союз - наиболее крупная и «старая» организация малого бизнеса в стране. Его деятельность отличается активностью, широким охватом проблем и, пожалуй, самое главное - внимательным отношением к вопросам культуры. Этот круглый стол проводился специально в рамках обсуждения доклада. На нем было отмечено, что многое зависит от самого бизнеса, его внутренней культуры, ответственности, умения сотрудничать с другими институтами.
Главные результаты этого направления приведены в Таблице 2.
 
Таблица 2.
Содержание
1.
Россия показала, что не сможет сама выработать эффективную политику в малом бизнесе - не та культура, в том числе и самого бизнеса. Чиновникам он не нужен - много хлопот, его устраняют. Нужны зарубежные специалисты. Положение очень тревожное, тянуть нельзя.
2.
Счетной Палате РФ необходимо провести ретроспективный анализ политики в малом бизнесе вместе с грамотными экономистами и дать четкую оценку ее влияния на экономику.
3.
Вопрос аренды - жизненного пространства
- является ключевой проблемой и рычагом давления на бизнес. Принуждение в целях самосохранения к выкупу площадей снижает эффективность бизнеса и ведет к инфляции.
4.
Необходим анализ судебной практики.
5.
Все положения доклада о нормативно-критериальной базе и о необходимости союза бизнеса, власти и науки верны.
Редакция с удовольствием сообщает, что на указанном круглом столе автору доклада Николаю Покровскому была выражена благодарность за многолетние усилия по совершенствованию политики в малом бизнесе, которые лично ему приносят одни материальные затраты и дополнительную нагрузку. Было отмечено, что Николай Покровский - один из наиболее достойных представителей этой сферы бизнеса.
Также редакция с удовольствием сообщает читателям, что получила благодарность от Торгово-промышленной палаты РФ за организацию обсуждения доклада Н. Покровского
.
В сфере науки наиболее полно материалы доклада были представлены и обсуждены на Конференции Санкт-Петербургского союза ученых (апрель 2009) и на Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России» (май 2009). Ряд частных вопросов рассматривался на конференции «Политическая и партийная система современной России» (октябрь 2009).
Предложенные дополнения к докладу по этому направлению представлены в Таблице 3.
По направлению «власть» были предприняты следующие шаги.
Губернаторам 36-ти субъектов РФ (выбор сделан на основании предыдущего опыта) были направлены обращения по концепции доклада. Дополнительно к ним отдельным письмом были направлены предложения о проведении международной конференции по вопросам системного управления регионом с учетом фундаментальных законов систем и сознания человека. Идея такой конференции, как этап по созданию инфраструктуры модернизации экономики, возникла в ходе обсуждения доклада см. п. 2, Табл. 3. Ее подготовка начата совместно Центром системных ис
29 Личность и Культура №5 2009
следований Санкт-Петербургского Союза ученых, Центром междисциплинарных нейронаук и редакцией журнала «Личность и Культура». К письму о конференции была приложена специальная анкета. Ответы были получены из 50% субъектов РФ.
Концепция доклада не вызвала существенной критики. Из Администрации Кемеровской области поступила благодарность лично в адрес автора доклада Николая Покровского. Идея конференции в целом была также одобрена. Было высказано и мнение, что такая конференция преждевременная. У такого мнения есть свои основания, и они учтены.
В одном из ответов содержался вопрос о том, какие позиции заняли другие субъекты РФ. На это редакция может специально заметить, что содержательная часть получаемых ею материалов без специальной просьбы корреспондента не освещается. Более того, они периодически ликвидируются. Этим редакция надеется обеспечить искренность выражаемых мнений.
Основные выводы, которые смогла сделать редакция по данному направлению, приведены в Таблице 4.
 
Таблица 3.
 
Содержание
1.
Модернизацию экономики вести одновременно с модернизацией учебных программ системы среднего и высшего образования. Особое внимание уделить воспитательной функции российского образования.
2.
Модернизацию экономики необходимо вести с учетом законов социальной психологии, а также фундаментальных свойств человеческого сознания.
3.
Остро стоит вопрос о культуре. Ее уровень чрезвычайно низок. В сфере бизнеса и государственного управления это имеет особое значение. Нужна системная просветительская работа, начиная со школы и кончая высшими эшелонами власти.
4.
Для эффективной комплексной модернизации экономики необходима соответствующая инфраструктура. Для ее формирования надо создать Национальный Экономический Комитет «НЭК» из представителей бизнеса, власти и науки. Задача НЭК - организовать разработку и реализацию решений по модернизации экономики.
5.
Необходимо вовлекать в модернизацию экономики крупные политические партии, чтобы экономическая и политическая системы формировались синхронно, непротиворечиво.
следований Санкт-Петербургского Союза ученых, Центром междисциплинарных нейронаук и редакцией журнала «Личность и Культура». К письму о конференции была приложена специальная анкета. Ответы были получены из 50% субъектов РФ.
Концепция доклада не вызвала существенной критики. Из Администрации Кемеровской области поступила благодарность лично в адрес автора доклада Николая Покровского. Идея конференции в целом была также одобрена. Было высказано и мнение, что такая конференция преждевременная. У такого мнения есть свои основания, и они учтены.
В одном из ответов содержался вопрос о том, какие позиции заняли другие субъекты РФ. На это редакция может специально заметить, что содержательная часть получаемых ею материалов без специальной просьбы корреспондента не освещается. Более того, они периодически ликвидируются. Этим редакция надеется обеспечить искренность выражаемых мнений.
Основные выводы, которые смогла сделать редакция по данному направлению, приведены в Таблице 4.
Таблица 4.
 
Содержание
1.
Ориентация власти на конструктивные решения достаточно высоко структурирована.
2.
Значительная роль принадлежит региональной науке. С этим сектором особо необходимо взаимодействие.
3.
Наибольший ресурс эффективности управления находится в области взаимодействия с социумом.
4.
Практический бизнес слабо проявляет себя в качестве «локомотива» социально-экономического прогресса.
5.
Взаимодействие Администраций субъектов РФ «по горизонтали» может обеспечить основной эффект в модернизации экономики
По поводу п. 4 редакция хотела бы отметить, что несколько лет назад она организовала экспертизу проекта «Невский Меморандум» (политика в малом бизнесе) по линии Администраций примерно 30 субъектов РФ. В полученных ответах не раз указывалось на пассивность малого бизнеса в формировании адекватной для его роли среды. Приходится констатировать факт стагнации в этом секторе общественных отношений. В свою очередь автор доклада предложил именно бизнесу взять на себя всю ответственность за экономическую ситуацию в стране (2).
Заключение
В реакции на концепцию доклада в сфере бизнеса, науки и власти абсолютно преобладает позитивное отношение.
Основания этой концепция стали значительно более прочными и получили развитие.
В связи с этим целесообразно переработать доклад с учетом результатов обсуждения. В таком качестве он может служить базовым материалом для деятельности Национального Экономического Комитета, создание которого отвечает вызовам времени и историческим перспективам государства.
Редакция журнала «Личность и Культура» уже приступила к консультациям для создания Национального Экономического Комитета.
Используются технологии uCoz