6
 
Ответ Президенту
 
Обращение Президента России Дмитрия Медведева в нации в статье «Прямой адрес: kremlin@gov.ru» в непростое время и остро актуально и глубоко  содержательно. Редакции очень приятно, что это обращение последовало через несколько недель после того, как предыдущем номере нашего журнала была опубликована статья «Не делаем главного». В статье говорилось о том, что сегодня особо необходим диалог общества и власти. Своим обращением к стране в этот момент Дмитрий Медведев убедительно продемонстрировал, что адекватно воспринимает ситуацию и внимательно изучает ее перспективы.
Очевидно, что и стране есть, что ответить Президенту России.
Таким ответом можно считать проект петербургских ученых «Российская культурная навигация». Амбициозность и масштабы этого проекта вполне соответствуют духу обращения Президента, в том числе и его призыву отказаться от патерналистских настроений, больше проявлять участия в решении актуальных задач страны.
Данный проект направлен на решение базовой проблемы нашего общества - максимально быстрый подъем уровня культуры. Без этого не удастся решить ни одной системной проблемы, сделать ни одного верного шага. В самом общем определении культура - это система знаний, ценностей и регулятивов. У нас достаточно нефти, газа, территории, населения, но есть острый дефицит в осознании необходимых знаний, понимания ценностей и следования регулятивам. На устранения этого дефицита и направлен проект «Российская культурная навигация». Более подробно об этом проекте рассказывает один из его разработчиков Николай Покровский.
Ред. - Как родился этот проект?
Н.П. - Он окончательно сформировался в совсем недавно среди членов Санкт-Петербургского Союза ученых накануне его двадцатилетия. Это - изумительная по своей стройности и высокому уровню компетенции идея. Она аккумулировала многолетний опыт целого ряда специалистов и нацелена на коренное преобразование российской действительности средствами профессионального системного знания.
Ред. - Скажите, пожалуйста, причем здесь «навигация»?
Н.П. - Навигация - это прокладывание курса движения. Президент Дмитрий Медведев призвал «Россия, вперед». И наш проект конкретизирует понятие «вперед».
Ред. - И куда конкретно предлагают двигаться  петербургские ученые?
Н.П. - К новому типу культуры, адекватному не только современной эпохе, но и предстоящей в среднесрочной по историческим меркам перспективе - примерно 100 лет.
Ред. - Значит, современная культура не адекватна?
Н.П. - Далеко не адекватна. На это, в частности, указывают регулярные экономические кризисы. Кризисы в экономике - продукт неэффективного мышления, не адекватной культуры мышления. Кризисы не возникают сами, к ним ведут люди. У Питера Брейгеля есть картина, где слепые ведут слепых в овраг - это точный образ нашей экономической практики. Другие вызовы - аномальные масштабы наркомании, которая губит и детей и взрослых, а также - терроризм, теперь уже как форма социального бытия. Экология - глобальная проблема. Здесь тоже современные попытки что-то делать «слепы».
Ред. - А что нового в той культуре, о которой Вы говорите?
Н.П. - Как это часто случается, здесь новое - забытое старое, точнее утраченное в процессе стремительного развития современной технической цивилизации. Эта цивилизация за 200 лет практически утратила способность к образному мышлению, которое обеспечивает целостное и емкое отображение действительности. Отмечу - живой действительности. Полностью стало преобладать понятийное мышление, которое оперирует причинно-следственными связями. Это - «механический», машинный тип мышления. Поэтому люди больше и дружат с машинами, а не с живой реальностью, с Природой, с другими людьми, с самим собой, наконец. Масштабы суицида в благополучной Европе ужасающие. Они сравнимы с числом жертв на наших российских бескрайних и безобразных дорогах, при нашей безобразной водительской дисциплине. Экономика - живая действительность живых людей. Перед ней западная цивилизация бессильна, и слепые, даже с нобелевскими премиями, ведут слепых по оврагам.
Так получилось, что Россия выпала из технократической магистрали условно «западной» цивилизации. Наше мышление менее деформировано по оси образное-понятийное. Россия получила великолепный шанс сформировать оптимальный баланс обоих этих типов мышления. Этот баланс и создает новый тип культуры. 
Ред. -  А как возникла идея этого проекта?
Н.П. - Сложился ряд обстоятельств. В 1996 г. нами была разработана «Теория отстранения», которая  и выявила фундаментальное значение баланса образного и понятийного типов мышления. Было показано большое значение изобразительного искусства для жизни человека и общества.  Тогда Государственный Экспертный Совет в своем Заключении зафиксировал «новое раскрытие проблемы». Затем серия исследований привели в 2005 г. к созданию проекта «Всеобщая изобразительная грамотность в России». Для его реализации в следующем 2006 г. был образован Народный художественный университет, как научно-практическая база.
Далее. Некоторое время назад в состав Санкт-Петербургского Союза ученых влилась группа сравнительно молодых и более опытных специалистов. А надо сказать, что сами стены Союза ученых дышат высокой компетенцией, творчеством и ответственностью перед культурой, народом и государством. Недавний пример тому - в значительной мере силами Союза ученых Музей-усадьба Рериха в Ленинградской области получил статус заповедной территории. Поверьте, это совсем не просто - энтузиастам «пробить» такое решение. Никто никому ничего не платил, учеными двигала только любовь к национальной культуре и профессиональный долг.
И вот в такой обстановке возник крупный просветительский медиа-проект, который объединил журнал «Личность и Культура», «Родник знаний» и газету «Невский родник». Проект назвали «Гуманитарный прогресс».
Вскоре оба проекта объединились в общий проект «Российская культурная навигация».
Но, вероятно, самая главная причина его появления та, что подошло время такого проекта. Мы далеко не одиноки в своих целях и усилиях. Московские коллеги проводят одну за другой масштабные общероссийские конференции, где тоже решаются по своей сути навигационные задачи. В других регионах наука тоже активизируется.
Ред. - Пожалуйста, коротко о тех двух проектах, которые Вы назвали вначале.
Н.П. - Проект «Всеобщая изобразительная грамотность в России» имеет две основные цели. Первая - направить развитие интеллекта по пути усиления роли образного мышления. Это обеспечит максимальную продуктивность и снизит нагрузки на интеллект и на важнейшие системы организма - нервную и эндокринную. Сопутствующий эффект - значительное укрепление здоровья, что, в частности, снижает расходы на здравоохранение. Развитие образного мышления стимулирует активность экстравертных свойств сознания, что очень важно для жизненной позиции человека. Это - профилактика правонарушений, наркомании, социальной агрессии, ориентация на социальное сотрудничество. Развитое чувство гармонии много этому способствует. Человек как «социально-этическое» существо получает возможность максимально реализоваться именно в этом качестве к своему и общественному благу.
Вторая цель - освоение исторического опыта человечества, который в памятниках изобразительного искусства охватывает всю его историю. Это - уникальный, ни с чем не сравнимый опыт реальной жизни. К тому же он усваивается с высокой скоростью. «Читать» содержание картины быстрее, чем многих книг. Опыт человечества сделает жизнь гораздо более благополучной во всех сферах - от самой интимной до общественно-государственной.  
«Гуманитарный прогресс» имеет целью нести профессиональное системное знание во все социальные слои. Журнал «Личность и Культура» издается для людей с высшим образованием, от них зависит выбор решений в экономике, науке, образовании и в политике. «Родник знаний» издается для учителей средних школ, где в значительной мере формируется личность. А газета «Невский родник» по мысли разработчиков должна стать семейным изданием для самого широкого круга читателей. Ее прототип дореволюционная версия журнала «Огонек».
Ред. - Кажется, эти два проекта вполне самодостаточны. В чем эффект их объединения?
Н.П. - Эффект огромен. Изобразительная грамотность решает свои задачи в среднесрочной перспективе, скажем, начиная с 7-10 лет и далее. Ускорить этот процесс можно, если общество и государство быстрее и полнее осознают смысл этого дела. Этому очень помогает «Гуманитарный прогресс». Взаимодействие обеих проектов по принципам синергетики создает эффект, который может на порядок, и даже на несколько порядков, увеличивать результативность каждого в отдельности.
Ред. - В наше время, к сожалению, слишком многое измеряется в деньгах. Можете ли Вы хотя бы приблизительно оценить, сколько денег дадут государству эти проекты?
Н.П. - Это мы знаем достаточно точно. Сегодня страна теряет в год примерно 12-15 бюджетов из-за низкой культуры экономической политики. Вот эти 12-15 бюджетов мы и вернем государству. В дальнейшем оно само сможет существенно увеличить свой ВВП.
Ред. - С «Гуманитарным прогрессом» все понятно. Очевидно, что страна нуждается в масштабной просветительской работе. Но неужели так уж жизненно важно для человека и общества умение рисовать?
Н.П. - Я бы очень хотел бы, чтобы меня поняли люди - человек, который умеет рисовать отличается от человека, который не умеет рисовать не тем, что он умеет рисовать, а тем - что он совершенно другой человек, человек с другой судьбой, ближе к Природе, где все великолепно. Для части людей эта близость к Природе станет близостью к Богу. Это - не пустяки.
Ред. - Неужели никто раньше не догадывался до этого?
Н.П. - Ну что Вы! Снова возвращаемся к тому, что новое - это забытое старое. Еще Платон 2500 лет назад говорил, что главная задача школы научить ребенка понимать красоту, чему и учит искусство. Эта способность позволяет отделять истинное от ложного. А ведь всю жизнь можно пройти ложным путем! Примерно 250 лет назад Дени Дидро говорил, что общество, которое будет владеть искусством, станет самым великим обществом. Изобразительное искусство наиболее богатое и доступное.
Вот «Российская культурная навигация» и должна привести Россию к величию и богатству, а ее граждан - к максимально доступному счастью.
Ред. - Мы все время говорим о перспективах. Сегодня «на дворе» кризис, могут ли Ваши проекты быть полезны стране уже сейчас?
Н.П. - Они уже помогают стране. Проект «Российская культурная навигация» включил в себя локальный проект по модернизации экономической политики. Именно благодаря этому направлению мы планируем внедрить в общественную практику базовые системные знания. Это расширит коридор реализации всей деятельности. Этот локальный проект модернизации экономики - своего рода «троянский конь». С помощью этой «лошадки» мы рассчитываем скорее преодолеть сопротивление системному знанию со стороны общества, которое сильно привязано к знанию фрагментарному, поверхностному, информационному, без глубинных природных связей. Это - бессвязное знание, знание слепых.
Ред. - Господи, неужели наше общество настолько слепо!?
Н.П. - Настолько насколько это приводит к тому, что из 15 реальных бюджетов оно роняет из рук 14. По расчетам наш бюджет может быть, как минимум, в 15 раз больше. Такова цена культуры. Культура - это способность различать свет и тьму.
Ред. - Как говорится: «страна должна знать своих героев», кто руководит всеми этими проектами, кто их командиры?
Н.П. - Ни командиров, ни как таковых руководителей нет. Герои, действительно есть. В первую очередь это - целая плеяда замечательных петербургских ученых, имеющих мужество брать на свои плечи трудные дела, которые необходимы стране. Беззаветная любовь к стране и мужество - неотъемлемое качество героя. В структуре Центра Системных исследований Санкт-Петербургского Союза ученых Ответственный исполнитель проекта  «Всеобщая изобразительная грамотность в России» - Тамара Сивкова, имеющая профессиональное педагогическое образование. Ответственный исполнитель проекта «Гуманитарный прогресс» - Елена Жаринова, филолог по образованию. Вопросами модернизации экономической политики занимается группа специалистов, которых представляет ЗАО «Гуманитарный фонд». По своему опыту, профессиональным и моральным качествам - это все очень достойные члены Союза ученых. 
Ред. - А кто в Ваших терминах главный «ответственный исполнитель» проекта  «Российская культурная навигация»?
Н.П. - Как нам известно по жизни, нередко «главные» - не самые достойные. Здесь, вполне вероятно, - это Ваш покорный слуга.
Ред. - После того, как проявились и личности, вернемся к стране и к ее сегодняшнему дню. Что самое главное из того, что в этот день страны привносит проект?
Н.П. - Укрепление единства государства в организации движения к общим целям в пространстве общих возможностей. Эти цели и возможности нам даны нашей историей. Важно прозреть, чтобы увидеть их и путь, который к ним ведет. Видеть путь - задачи науки, которая называется «навигацией».
 
Используются технологии uCoz