5
Наша бедность - национальный продукт
 
Сегодня мы имеем то, что имеем, а что мы могли бы иметь? На этот вопрос, как обычно, совершенно точно отвечают специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд». Познакомим с содержанием и с логикой их ответа уважаемых читателей.
Ответ строится на основе мировой практики. Согласно этой практике, доля малого бизнеса в доходах бюджета страны составляет от 60 до 80%. В России эта величина составляет сегодня примерно 12-15 %. Примем за исходную величину наибольшую - 15%. Обозначим эту величину доходов бюджета от малого бизнеса сегодня - МБс. Примем, что всю остальную часть доходов бюджета формирует крупный бизнес, и обозначим эту величину - КБс. По принятым нами условиям величина КБс составляет 85% от всего бюджета страны.
Если мы обозначим величину сегодняшнего бюджета страны Бс, то можем записать: МБс = 0,15 Бс, КБс = 0,85 Бс.
Теперь примем по данным мировой практики, что доля малого бизнеса в развитой российской экономике должна составлять примерно 70%. Этот бюджет развитой экономики обозначим Бр, а долю в нем малого бизнеса МБр, крупного бизнеса - КБр. Тогда мы можем записать : МБр = 0,7 Бр, КБр = 0,3 Бр.
В связи с реальной ситуацией в крупной промышленности мы можем считать, что сегодня крупный бизнес дает не более 50% возможного экономического эффекта. Тогда становится справедливым следующее равенство:
КБс = 0,5 КБр    (1)
Из равенства (1) мы легко получим
0,85 Бс = 0,5 х 0,3 Бр = 0,15 Бр    (2)
А из (2) совсем нетрудно найти величину будущего бюджета Бр:
Бр = 0,85 Бс / 0,15 = 5,7 Бс    (3)
То есть будущий бюджет страны должен примерно в 6 раз превышать бюджет настоящий. И это по минимуму, без учета развития ресурсов самого крупного бизнеса и без учета влияния малого бизнеса на развитие крупного бизнеса. А такое влияние необходимо учитывать. Малый бизнес - это гигантская инфраструктура обращения товарно-денежной массы, колоссальный генератор прибавочной стоимости - налогооблагаемой базы общества. Нетрудно выяснить, какая часть этого ресурса сегодня реализована:
МБр = 0,7Бр = 0,7 х 5,7 Бс = 4 Бс    (4)
То есть малый бизнес в будущем будет давать 4 сегодняшних бюджетов страны. Тогда рассчитаем их отношение :
МБр / МБс = 4Бс / 0,15 Бс = 27    (5)
В 27 раз должны возрасти доходы от малого бизнеса! И это по минимуму! Другими словами сегодня мы смогли реализовать всего 3,7% от возможного потенциала малого бизнеса.
Есть основания считать, что экономический эффект крупного бизнеса в будущем превысит выше рассчитанную величину минимум в 2 раза за счет влияния малого бизнеса. То есть доходы от крупного бизнеса сегодня составляют не 50%, а только 25% от возможной величины. Тогда следует ожидать увеличения бюджета страны в 12-15 раз. Сразу же возникает наш традиционный вопрос с глубоко тоталитарной природой - кто виноват? Кто виноват в том, что мы так бедны, когда можем быть так богаты? Зачастую взгляды при этом обращаются в сторону чиновников. Было бы просто замечательно, если бы ответ был так прост. А как быть с тем, что выходцы из далекой Индии поднимают хозяйства в брошенных колхозах Подмосковья!
В действительности проблема состоит в крайне низком уровне культуры нашего общества. На это давно обращают внимание сограждан специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд», см. напр., статью «В России - не экономический, а глубинный культурный кризис», ЛиК, №2 - 1999г.
Мы продолжаем оставаться носителями вековых традиций патологического неуважения к труду человека, его личности, а соответственно, и к обществу в целом. Весьма выразительный пример этих отношений - наша налоговая система и сама практика взаимодействия с хозяйствующими субъектами. И то, и другое ориентированы скорее на то, чтобы как можно больше отнять, чем профессионально распределить между производителем и обществом. У нас полностью отсутствуют нормативы налоговых нагрузок с учетом необходимых условий развития предприятия. Практически у нас отсутствует необходимая профессиональная база для экономической политики. В создании такой базы должен активно участвовать сам бизнес, однако, низкий уровень корпоративной, профессиональной и общей культуры не позволяет ему это сделать.
Новая культура - это новая система знаний, новая система ценностей и новая информационная система, которая транслирует эти знания и ценности в общественные отношения. Сегодня эти знания весьма размыты, ценности в достаточной мере не определены, а информационная система практически отсутствует. Не говоря уже о том, что основная среда, где эти ценности и знания могут формироваться - малый бизнес с его неопосредованными трудовыми отношениями - находится в подавленном состоянии
Таким образом, наша бедность - это наш коллективный национальный продукт. Что бы прекратить его производство необходимо изменить культуру общественных отношений. И главное направление здесь - развитие малого бизнеса как нового социального фактора, причем принципиально нового.
Осуществляя профессиональную политику в интересах малого бизнеса мы соприкоснемся и с вопросами административного устройства, и с вопросами образования, и с вопросами собственности, и с вопросами социальной справедливости и юридического права, и с целым комплексом других принципиально важных для общества аспектов.
Тема малого бизнеса должна стать для общества стержневой темой, так как малый бизнес - это формообразующий фактор рыночной экономики и гражданского общества. Этой цели служит создание информационной системы, о которой говорилось выше. Эта информационная система прокладывает нашей бедности пути в прошлое. Туда должны уйти и наша архаичная экономическая, правовая и трудовая культура.
Свой вклад в создание такой магистрали старается вносить и редакция журнала «Личность и Культура»
 
Н.Б. Покровский
Ген. директор ЗАО «Гуманитарный фонд»
Используются технологии uCoz