17
В.И. Суслов
чл.-к. РАН, д.э.н., зам директора Института экономики и организации промышленного
производства СО РАН
О стратегии экономического развития России
и ее макрорегионов
Экономика развитых стран мира все в большей степени приобретает инновационный характер. Для России переход на инновационный путь развития особенно актуален.
Термин «стратегия» пришел к нам из античности. Первоначально «стратег (
дренегр. уфсбфзгьт - воевода, военачальник, полководец, от уфсбфьт - войско и ?гщ - вести, веду) - в древнегреческих городах-государствах главнокомандующий войском с полномочьями распоряжаться финансами и вершить суд в вверенном ему войске, а также строить внешние отношения в пределах необходимых для достижения за-дач, поставленных перед вверенным ему войском» . А стратегия - это искусство полководца, военное искусство, наука о войне, т.е. способ достижения победы в войне. Общие идеи военного искусства складывались с древнейших времен, не только в Древней Греции и в Древнем Риме, но и в других странах. Так, «автором самого первого в истории теоретического труда о военной стратегии считается китайский историк и мыслитель IV в. до нашей эры Сунь-цзы, написавший знаменитый трактат «Искусство войны»».
Позднее этот термин получил более универсальное значение. Под стратегией стали понимать «общий, всесторонний план достижения целей»; «общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени»; «способ достижения сложной цели, являющейся неопределенной и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега» и т.д. «Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для дос-тижения основной цели».
С тех пор понимание Стратегии в целом не изменилось. Но в результате обобщения многолетнего опыта многочисленных стратегических разработок в разных предметных областях это понятие (понятие стратегии) было уточнено, конкретизировано и получило множество дополнительных характеристик по совершенно различным классификационным признакам.
I. История стратегических разработок по Сибири
ИЭОПП СО РАН занимался разработкой документов стратегического характера для Сибири и России в целом буквально с начала своего существования, т.е. с 60-х гг. прошлого века. Но только с 2000 г. применительно к этим документам стал использоваться термин «Стратегия».
26 ноября 2000 г. Президент России В.В. Путин провел в Новосибирском Академгородке совещание по проблемам социально-экономического развития Сибири. Ключевым. На этом совещании был доклад трех академиков: Н.Л. Добрецова (Председателя СО РАН), А.Э. Конторовича (директора Института геологии нефти и газа, который теперь называется Институтом нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука), В.В. Кулешова (директора ИЭОПП). В результате на титульном листе доклада «Исходные положения к проекту государственной концепции развития восточных территорий Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Народнохозяйственные комплексы)» появилась резолюция Президента: «Касьянову М.М., Волошину А.С. (Кудрину А.Л.). На основе предложенных материалов подготовить стратегию развития Сибири. Срок: до 1.07.2001».
В июне 2001 г. работа над этим доку ментом была завершена, и начался процесс его согласования с министерствами и ведомствами. Он длился год. И только благо-даря серьезным усилиям Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО), которым в то время был Л.В. Драчевский, этот про-цесс имел положительный результат. Но какой ценой? Содержание, которое сибирские ученые хотели вложить в этот доку-мент, было выхолощено. Утвержденная Правительственным распоряжением от 7 июня 2002 г. № 765-р Стратегия экономического развития Сибири не имела даже политического значения. В ней не было выражено отношение центральных органов власти к перспективам развития Сибири.
Сравнивая утвержденный Правительством документ со Стратегией, подготовленной сибирскими учеными, академик В.В. Кулешов однажды высказался следующим образом. Если представить себе стол после прошедшего банкета, то обычно можно сообразить, что было в начале: осетр, поросенок или что-то другое. Министерство экономического развития и торговли (заказчик и, фактически, конечный исполнитель работы) «погуляло» так, что от идей сибирского проекта в утвержденном документе не осталось ничего.
Тем не менее, Сибирь в лице Сибирского федерального округа до сих пор единственный макрорегион России, имеющий официальную Стратегию своего социально-экономического развития.
Позже, в 2005, 2007 гг. в ИЭОПП в со-дружестве с рядом других институтов, прежде всего, с ИНГГ при поддержке Представительства Президента РФ в СФО разрабатывались новые версии Сибирской Стратегии, при подготовке которых использовался новый подход, названный проектным. Однако официального статуса эти документы не получали.
В 2008 г. по инициативе А.В. Квашнина, Полномочного представителя Президента РФ в СФО, процесс разработки Стратегии социально-экономического развития Сибири был возобновлен на правительственном уровне. Распоряжением Первого вице-премьера РФ И.И. Шувалова от 4 сентября 2008 г. было предписано «…рассмотреть … и внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке в 3-х месячный срок согласованные предложения о корректировке Стратегии экономического развития Сибири». Это распоряжение выполнено не было. Выбранные Министерством регионального развития РФ исполнители этой работы и работы по Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона не смогли подготовить качественные документы.
Работа над новой версией Стратегии социально-экономического развития Сибири проводились и в ИЭОПП СО РАН. Ее результатом явилась книга «Экономика Сибири: стратегия и тактика модернизации». Накопленный в ИЭОПП опыт раз-работки документов стратегического характера позволяет сделать некоторые обобщения, о чем и пойдет речь ниже.
II. Общие замечания
1. Вообще говоря, стратегия экономи-ческого (социально-экономического) развития нужна не для всех объектов и не во все временные периоды. История «кусочно-линейна», и периоды стабильности, линейности, устойчивости сменяются периодами высокой волатильности, турбулентности. И именно в такие периоды полифуркации стратегия как план действия становится необходимой. Причем едва ли не главное в такие периоды - правильно определить стратеги
ческую цель (понять, что же такое в данном случае победа).
Россия и ее регионы находятся именно в таком периоде турбулентности. Поэтому стратегии необходимы. Поскольку скорость изменений в современном мире постоянно нарастает, а инновационность (восприимчивость к новациям, изменениям) становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности, разработка стратегий все в большей мере становится элементом рутинной плановой работы.
2. «Стратегия» на уровне страны в целом и ее макрорегионов - политический документ. Поэтому он не должен быть большим по размерам. Подробности и детали прорабатываются в целевых программах, конкретных проектах и бизнес-планах. В этом политическом документе опреде-ляются основные принципы государственной политики, формулируются, фактически, обязательства высших органов федеральной и региональной власти в отношении объекта стратегии. Формулируются эти принципы и обязательства в формате целей, задач и средств достижения.
3. Одна из главных задач «Стратегии» - дать правильные сигналы, выставить долгосрочные ориентиры бизнесу. Чтобы ре-шить такую задачу в «Стратегии», которая относится ко всей экономике в целом, должны быть, в принципе, согласованы интересы государства, бизнеса и институтов гражданского общества. Поэтому, если на «нулевом» шаге разработки «Стратегии» собирается, обобщается и систематизируется информация о стратегических планах и инвестиционных проектах всех основных субъектов экономики, то на первом, втором и т.д. шагах должны осуществляться итерации по согласованию этих проектировок - по ресурсам, инфраструктуре, экологии и т.д. Такое согласование должно проходить в режиме открытой дискуссии, открытого диалога всех участников процесса.
4. В этом процессе нельзя обойтись без использования современных математических методов, развитых моделей экономических объектов, информационных технологий, мощной вычислительной техники. «Стратегия» должна быть в меру насыщена количественными ориентирами, являющимися результатом применения этих методов, четко выражающими обязательства власти, о которых речь шла выше. Иначе она будет представлять собой совокупность лозунгов и благих пожеланий.
5. «Стратегия» это руководство к действию, в ней не должно быть места сослагательности. В зависимости от того, как сложатся внешние условия, стратегий может быть несколько и в каждой из них - не-сколько сценариев. Но стратегия как таковая всякий раз - реализация лучшего сценария (стратегия - путь к победе).
6. Стратегии развития макрорегионов - это тоже стратегии России, но по отношению к данным макрорегионам.
III. О стратегических целях для России на 25-30 лет вперед
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 в пункте 21 определяется, что «национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: … в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой на-правлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополяр-ного мира». Следует согласиться с такой формулировкой стратегических целей. Конкретнее их можно определить следующим образом.
1. Сохранение территориальной целостности страны.
Эта цель весьма актуальна, т.к. накопленный потенциал распада России удручающе велик. Этот потенциал определяется действием нескольких факторов.
Территориальная дифференциация (в разрезе субъектов федерации) макропоказателей уровня экономического развития и жизни населения в душевом выражении в несколько раз выше (по децильному коэффициенту вариации), чем в большинстве стран мира.
Транспортная инфраструктура слаборазвита, а тарифы на транспортные перевозки чрезвычайно велики, особенно на внутренних линиях, не имеющих столичных терминалов. Внутрироссийские интеграционные, особенно «короткие» транспортно-экономические связи гораздо более слабые, чем должны были бы быть.
Линия потенциального разлома Рос-сии проходит по границе между Восточной Сибирью и Дальним Востоком. При переходе этой линии с запада на восток происходит радикальная переориентация вектора направленности экономических связей: с западного внутрироссийского на-правления на восточное и юго-восточное внешнеэкономическое направление (Япония, Корея, Китай, США). Эта линия имеет тенденцию к дрейфу на запад.
Несовершенство, неразвитость, противоречивость российского федерализма позволяет многим исследователям при его характеристике использовать определения «декларативный», «номинальный», «фиктивный». Бюджетная нагрузка неравномерно распределена по уровням бюджетной системы. Региональный уровень перегружен. В «тучные» годы на федеральном уровне концентрировался огромный бюджетный профицит, а региональные бюджеты сводились на грани дефицита, порой переходя ее.
Не единичны случаи, когда отношения «центр-регионы» можно характеризовать как дискриминационные, колониальные.
До половины финансовых ресурсов, образуемых на территории Сибири, безвозмездно концентрируется в федеральном бюджете.
Можно выразить удовлетворение по поводу того, что в России пока не созрели серьезные силы, стремящиеся реализовать потенциал распада. Но нельзя не видеть, что такие силы, достаточно мощные, все более активизируются вне России, особенно, в некоторых странах АТР.
Еще в начале прошлого века 28-й президент США Вудро Вильсон выражал сожаление, что «главный приз в истории человечества - Сибирь» достался России. По прогнозу известного эксперта-политолога Збигнева Бжезинского, Россия как государство прекратит свое существование к 2012 г. По его мнению, Россия распадется на 6-8 государств. Не так давно бурно обсуждалась «информация» о том, что бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт считает, что Россия не заслуживает владения сибирскими богатствами. Впоследствии эта информация не подтвердилась.
В этом же ряду - стремление негати-визировать отношение к Сибири, прежде всего, российской власти и общественности. Для чего, в частности, проводятся исследования, доказывающие, что «Сибирь - российское проклятье».
Разговоры о возможной продаже Сибири или ее части (как в свое время Аляски) постоянно «всплывают» в западной прессе. Называются и цены. Скандальную известность получила инициатива экономиста Мида, который в начале 90-х гг. прошлого века предлагал США выкупить все земли восточнее Енисея и создать на них семь новых американских штатов.
Реальна угроза демоэкономической экспансии со стороны Китая. Плотность населения в приграничной зоне по Амуру и Уссури со стороны Китая во много раз больше, чем со стороны России. Настораживают результаты сравнительно не-давно проведенной демаркации границы между Россией и Китаем, по которой часть территории возле Хабаровска была отдана Китаю. По некоторой информации в российских городах Дальнего Востока появились (и расширяются) китайские анклавы, фактически выпадающие из-под российской юрисдикции.
2. Выход на позиции одного из лиде-ров мировой экономики.
Цель труднодостижима, поскольку на нефти, газе и баллистических ракетах с ядерной и термоядерной начинкой в мировые лидеры не выйти, а стартовые позиции низки (сейчас они более высоки, чем в 20-е гг. XX в., но не намного).
Россия по душевому производству ВВП находится на среднемировом уровне, в 3-4 раза отставая от лидеров, а по качеству человеческого капитала - в нижней части списка стран (по средней продолжительности жизни - на 134 месте; потери молодых и зрелых мужчин сходны с потерями СССР в годы Великой Отечественной войны); по энергоемкости ВВП отставание от лидеров в два и более раза - сверх того, что объясняется суровостью природно-климатических условий; по показателям инновационности экономики, производительности труда в отдельных отраслях - в десятки и даже сотни раз.
Зато по уровню коррупционности экономики, степени расслоения общества по доходам, имущественному положению, качеству жизни, по числу самоубийств, авиакатастроф, степени аварийности на дорогах, уровню бюрократии и т.д. Россия находится в первых рядах.
По уровню благоустройства многие российские населенные пункты остались даже не в XX, а в XIX в. (при этом на «хибаре» может стоять спутниковая антенна). И даже в худших условиях, т.к. в отличие от гужевого транспорта тяжелые машины разбивают грунтовые дороги до безобразного состояния. Пятая часть населенных пунктов не имеет телефонной связи.
IV. O задачах, которые необходимо решить для достижения стратегических целей
1. В качестве первоочередной задачи следует назвать то, что обычно имеет статус инструмента, средства достижения цели, способа решения поставленных задач. Так надо поступить вследствие запущенности, нередко, сознательной дел на данном «фронте». Речь идет о совершенствовании законодательства.
«Наше законодательство совершенно не совершенно», - сказал докладчик на конференции, посвященной перспективам развития российской экономики.
Особенно актуально коренное преобразование системы законодательных и нормативных актов, препятствующих сращиванию власти и бизнеса. Такое впечатление, что, чем больше об этом говорят, тем хуже складывается ситуация. Только один пример. Что это: коррупция, монополизм, картельный сговор, - когда на фоне недавнего падения цен на первичное топливо, сырье и материалы тарифы на услуги государственных монополий продолжали расти? Причем этот рост оправдывался высшим руководством страны.
Не менее актуально развитие и упорядочивание законодательства в области федерализма, природопользования, налоговых и бюджетных отношений. Мало того, что совокупность этих нормативно-законодательных актов, кодексов имеет множество «белых пятен», пересечений и противоречий. Их действия нередко приводит к результату, прямо противоположному желаемому. Угнетается экономиче-ский рост, продвижение инновационных разработок, развитие малого и среднего бизнеса; усиливается социальное расслоение общества, территориальная дифференциация уровня жизни и экономического развития; стимулируется хищническая эксплуатация недр.
При этом надо понимать, что даже небольшие изменения некоторых формулировок в этих актах и кодексах «стоят» миллиарды долларов.
2. Масштабное технологическое пере-вооружение в экономике и социальной сфере, обеспечивающее возникновение качественно новых для России продуктов и услуг (в т. ч. в образовании, медицине и здравоохранении), а также преодоление существующего отставания от достижений мирового уровня в трудо-, материало-, энерго- и капиталоемкости производства.
3. Коренная модернизация сферы среднего и высшего профессионального образования, которая обеспечит насыщение экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами менеджеров, инженеров, техников, рабочих, отвечающих требованиям динамичного, эффективного, инновационного развития со-временного общества.
4. Приоритетное развитие фундаментальной науки, создающее прочную основу национальной безопасности (в том числе за счет поддержания на передовых позициях систем вооружений), обеспечивающее российский контроль над 20-25% макротехнологий и макропродуктов и обладание критическими технологиями для большинства видов деятельности. В долгосрочной перспективе до 15-20% нобелевских лауреатов будут россиянами.
5. Создание высокоэффективной инновационной системы, обеспечивающей превращение научных знаний в новые технологии и продукты, которая удовлетворяла бы 15-25% мирового спроса на новые наукоемкие технологии и продукты
Пока наблюдаемые тенденции в этой области неудовлетворительны. Такое впечатлений, что, чем больше говорят о необходимости инновационного развития, тем хуже складываются дела в этой сфере.
Экономика развитых стран мира все в большей степени приобретает инновационный характер. В этих странах практически уже перестроена научно-техническая сфера - она теперь нацелена на потребности экономического роста, а экономический рост все в большей степени определяется использованием научно-технических достижений (в развитых странах - на 60-80%).
Для России переход на инновационный путь развития особенно актуален. Большинство российских продуктов в силу причин природно-климатического характера не может быть конкурентоспособным на мировом рынке. Мировой экономике нужны лишь ее природные ресурсы («кладовая») и географическое положение («мост» между континентами). Только увеличение доли интеллектуального труда в стоимости производимого продукта может нейтрализовать действие негативных факторов.
Тем не менее, спрос на инновационные разработки в России и в Сибири пока еще мал. А, с другой стороны, российская наука все в большей степени превращается в интеллектуальный придаток мировой инновационной системы, выступая поставщиком «инновационной руды».
6. Экономический рост, приводящий к удвоению ВВП за каждые из двух-трех последующих десятилетий. За счет высокотехнологичных и наукоемких отраслей, отраслей глубокой переработки природного сырья, отраслей, ориентированных на потребности населения.
7. Двухтрехкратное сокращение (по децилному коэффициенту) социальной и территориальной дифференциации показателей уровня жизни населения.
8. Вхождение по основным показателям уровня и качества жизни населения в первую десятку стран мира.
9. Увеличение численности населения России (в перспективе 25-30 лет) до 160-170 млн. чел. От половины до трех четвертей прироста населения - за счет внешней миграции. При этом население азиатской России должно вырасти до 35-40 млн. чел.
Окончание статьи читайте в № 6.
Наука
Сферы Личность и Культура №5 2009
Используются технологии uCoz