4
Малый бизнес - стране
Деньги любят счет - эта истина всем давно понятна. Тогда попытаемся разобраться, каких денег ждет от бизнеса государство и какие бизнес может в действительности ему дать. Рассмотрим пример малого производственного предприятия, выпускающего некие товары народного потребления.
Примем как данное, что себестоимость продукции «П» состоит из расходов на сырье (- 40% от себестоимости) и оплаты труда производственного персонала (- 60% от себестоимости). Примем также, что накладные расходы «Н» составляют 100% от величины П и включают Фонд текущих расходов ФТР ( - 40% от Н), Фонд оплаты труда непроизводственного персонала (- 30% от Н), Страховой фонд ФС для покрытия непредвиденных расходов (- 10% от Н), Фонд развития предприятия ФР (- 20% от Н). Тогда цена «Ц» продукции составит Ц = П + Н (без НДС).
Округляя, примем, что налог на Фонд оплаты труда составляет 40% от его суммы. Прибыль предприятия оценим в 30%. Она идет на ФР и частично на ФОТ. Тогда налог на прибыль составит примерно 0,25 * 0,3 = 0,075 или 7,5% от величины Н (при ставке налога 25%). Грубо НДС составляет 20% от величины Ц или 40% от Н, но мы можем ее уменьшить путем зачета сумм НДС за приобретаемое сырье, которые составят примерно 0,17 * 0,4 = 0,07 или 7% от величины П. Тогда более точная сумма НДС, уплачиваемая предприятием, составит 40 - 7 = 33% от величины Н.
Примем, что все другие налоги составляют 5% от величины Н.
 
Подсчитаем сумму всех налогов в долях от величины Н, принимая во внимание, что сума налогов на Фонд оплаты труда составляет 40% от него и входит в ФТР. Тогда получим общую сумму налогов:
0,4 * 0,6 + 0,4 * 0,3 + 0,33 + 0,05 + 0,075 = 0,815 или 81,5% от величины Н.
Так как НДС начисляется на цену продукции, общая выручка предприятия составит 1,2Ц. При этом доход предприятия составит 1,2Ц - П = 1,2Н.
Итак, доход предприятия равен 1,2 величины накладных расходов. Вычтем из этой величины суму налогов:
1,2Н - 0,815Н = 0,385Н.
Эту величину нам необходимо уменьшить на сумму текущих расходов ФТР, которая равна 0,4 от Н. Тогда в распоряжении предприятия остается:
0,385Н - 0,4Н = - 0,015Н ( ! )
Т.е. не только ничего не остается, но предприятие еще и несет убыток.
Здесь уместно вспомнить практический пример, о котором рассказал один из участников круглого стола в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей (Круглый стол, «ЛиК» №5/6, 2001 г.). Напомним, что по его расчетам, если он заплатит все налоги и другие обязательные платежи, ему надо отдать государству все, что он заработал, и еще доплатить 30%! Приведенные выше расчеты наглядно показывают, как может получиться такой результат.
Сценически данную ситуацию можно представить следующим образом. Чиновник и предприниматель садятся за стол переговоров. Чиновник говорит: «Отдай все!» Предприниматель подобострастно отвечает: «Будь сделано, ваше блаародие!» А сам думает: «Накося выкуси!» и уходит в такую глубокую тень, из которой государству светит 2-3% от возможных выгод, см. «Ресурс малого бизнеса в Петербурге» («ЛиК», №4, 2000 г.). Посидели!
Вернемся к прозе цифр. Рассмотрим доходы предприятия на текущую деятельность, т.е. ФТР. По ориентировочным оценкам его составляют транспортные расходы (- 12%)по абсолютной величине от Н , затраты на энергию (- 13%), связь (- 3%), реклама (- 7%), текущие хозяйственные расходы, включая коммунальные услуги (но без учета стоимости аренды!) (- 5%), неучтенные расходы (- 5%). Остаются неиспользованными 3%.
Рассмотрим вопрос с арендой. Примем, что для условий сегодняшнего Петербурга стоимость нежилого фонда КУГИ составляет 40 долларов США за 1 кв.м. в год. Это далеко не самая высокая плата. Будем считать, что на одного производственного работника требуется 4 кв.м. Для сравнения, это, прошу прощения, в два раза больше размера могилы. Значит, предприятие должно платить за аренду на одного производственного работника 160 долларов в год или примерно 13 долларов в месяц, т.е. 390 р.
Определим возможности предприятия. Пусть заработная плата работника составляет 3000 р. в месяц. Это 60% от величины П и соответственно 30% от величины Ц. Тогда получим ФТР, равный 2000р., а оставшийся резерв в 3% - это 60 рублей. Куги запрашивает в 7 раз больше, т.е. зарплата работника должна быть 21000 рублей. Но это больше похоже не на малый бизнес, а на наркобизнес или подпольное производство водки. Отметим, что именно эти сферы в свое время получили гораздо большее развитие, чем производство. Теперь понятно, как это было сделано. Нам могут возразить: «3% - заниженный норматив. Пусть будет - 18%, тогда все сходится». - Сильный довод, только хотелось бы увидеть, где, в какой стране, кроме России, стоимость аренды составляет половину от текущих расходов на производстве, а тем более в условиях развивающейся экономики.
Нам возразят: «Увеличьте цену продукции». - А конкуренция? Опять возразят: «КУГИ действует на рынке». - А на рынке чего? Спекуляции недвижимостью? А как с задачами развития малого бизнеса? Снова возразят: «Бюджет получает доход от недвижимости». - Но в бюджете эти доходы не превысят 20-25%, а малый бизнес может дать 5 бюджетов в Петербурге (7-10 в среднем по России). Прямые потери составляют величину в 20 раз больше, чем полученные доходы! Возможно, возразят: «Кто это все считал?» - Мы считали и давно публиковали результаты. А вы считали? Возможно, нам возразят.
Может быть, есть другие способы развития малого бизнеса, кроме доступной аренды? Например, дешевая связь. Нет, стоимость услуг связи у нас аномально высока. Может, низкие цены на выставочные площади, необходимые для продвижения продукта малого бизнеса? Нет, аренда выставочных площадей по мировым нормам также аномально высока. И это ведет к тому, что год от года выставки становятся все менее доступными, хиреют.
Из сказанного видно, что на всех без исключения уровнях государства - и федеральном, и региональном - созданы условия, исключающие развитие малого бизнеса. И он развивается не благодаря государству, а в противостоянии ему. Также, наверное, заметно, что тех денег, на которые рассчитывает государство с позиций «Отдай все!», оно никогда не получит. А если попробует получить с помощью репрессивного аппарата, то просто уничтожит свою экономику, которая «хоронится» до времени в тени. Теперь попытаемся рассчитать, какие деньги может получить государство от малого бизнеса при переходе к профессиональной, действительно рыночной политике. Главная мера здесь - переход на реальную налоговую систему.
Сегодня боятся идти на простое снижение налогов, так как не могут просчитать с достаточной надежностью возможный эффект, опасаются риска. Специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» разработан метод перехода по «компенсирующей схеме», которая исключает подобный риск, см. «Деньги для России» («ЛиК» №3, 2000 г.). Применим его для нашего случая. Его сущность в том, что по существующим ставкам налоги уплачиваются только с части выручки, которая при этом имеет норматив роста. Остальная часть выручки облагается налогом по льготной ставке от минимальной до максимальной величины. Из следующего конкретного расчета это будет хорошо видно.
Примем следующие обозначения: А - выручка (годовая), Н - сумма налогов, С - прирост сверхнормативной выручки, облагаемой по льготным ставкам. Наша задача - рассчитать, как будет расти выручка и сумма собираемых налогов при указанном методе перехода к новой налоговой системе, которая характеризуется ограниченным диапазоном общей суммы налогов от произведенной стоимости - от 38 до 62%, см. «Мироздание… и налоги» («ЛиК» №1/2, 2001 г.). Расчет выполним для последовательного ряда лет, начиная с «нулевого» года, когда имеем исходную величину выручки Ао и сумму налогов Но. Соответственно, выручку следующих лет будем обозначать А1, А2, А3... и т.д. Суммы налогов - Н1, Н2, Н3... и т.д. Величину сверхнормативной выручки обозначим С1, С2, С3... и т.д. Сумму налогов с этой выручки - Н1С1, Н2С2, Н3С3... и т.д. Сумму нормативного прироста выручки обозначим через П1, П2, П3... и т.д., а сумму выручки, облагаемой по существующим «старым» ставкам - В1, В2, В3… и т.д.
Примем, что нормативный прирост выручки, облагаемой по «старым» ставкам, составляет 15% к предыдущему году. Тогда В1 = Ао + 0,15Ао, В2 = В1 + 0,15В1, В3 = В2 + 0,15В2 и т.д. Такой норматив меньше того, который закладывается Администрацией Петербурга при оценке эффективности своих мер по развитию бизнеса.
Порядок налогообложения сверхнормативного дохода примем следующий. Прирост следующего по порядку года облагается по ставке - 10%. Тот прирост, который имел место в предыдущем году, облагается по возрастающим ставкам. Это возрастание составляет 10% в год до 30% за 3 года и 8% в четвертом расчетном году.
Величину сверхнормативной выручки будем определять по эмпирическим оценкам, исходя из потенциала теневого сектора, см. ДРР. В действительности рост сверхнормативной выручки зависит от степени доверия бизнеса к правительству. Чем выше это доверие, тем выше будет эта величина, которая выражает собой темпы выхода бизнеса из «тени», а также естественное увеличение оборота товарно-денежной массы при снижении налогового бремени.
Проведем расчеты. Примем условно, что сумма налогов равна величине выручки (величине произведенной стоимости, что наиболее типично для сферы услуг, которая для малого бизнеса является основной). Примем С1 равным 30% от оборота предыдущего года.
Первый расчетный год: А1 = Ао + 0,15Ао + 0,3Ао. Ставка налога на сверхнормативный доход С1 равна 10%. Тогда Н1С1 = о,1С1. Так как С1 = 0,3Ао, Н1С1 = 0,1 * 0,3Но + 0,03Но. Т.е. сверхнормативная сумма налогов составит 3% от суммы налогов по «старым» ставкам.
Общая выручка: А1 = 1,45Ао, а общая сума налогов Н1 = 1,15Но + 0,03Но = 1,18Но. Сумма налогов возросла на 18%.
Второй расчетный год. Сверхплановый прирост выручки считаем равным 50% от предыдущего года: С2 = 0,5 (А1 + 0,15А1 + С1). Общая выручка составит А2 = 1,15Ао + 0,17Ао + ),3Ао + 0,81Ао. Учитывая, что сумма налогов на выручку С1 на второй год увеличивается на 10%, получим Н2С1 = 0,06Но. А общая сумма налогов составит:
Н2 = 1,15Но + 0,17Но + 0,06Но + 0,1*),81Но = 1,46Но
То есть на второй год сума налогов увеличится на 46%.
Для третьего расчетного года получим, считая, что С3 = 100% от уже достигнутой выручки, следующий ряд данных:
А3 = 1,32Ао + 0,2Ао + 0,3Ао + 0,81Ао + 2,63Ао
Н3 = 1,32Но + 0,2Но + 0,09Но + 0,2 * 0,81Но + 0,1 * 2,63Но = 2,04Но
Четвертый год. С4 = 200% от достигнутой выручки. Данная величина отражает принципиально новую ситуацию: практически полный выход бизнеса из «тени», где находилось не менее 70% оборота, а также рост темпов развития бизнеса. Для этого случая получим:
А4 = 1,5Ао + 0,23Ао + 0,3Ао + 0,81Ао + 2,63Ао + 10,98Ао = 16,47Ао
При этом: Н4С1 = 0,38 * 0,3Но, Н4С2 = 0,3 * 0,81Но, Н4С3 = 0,2 * 2,63Но, Н4С4 = 0,1 * 10,98Но = 1,1Но. Тогда Н4 = 3,7Но. Важно отметить, что эта сумма состоит из части налогов, рассчитанных по старым ставкам - 1,75Но, и части - по новым ставкам - 1,98Но. Из этого видно, что уже на четвертый год новые ставки дают налогов больше, чем старые, а общая сумма налогов возросла почти в 4 раза. Это служит основанием для начала постепенного снижения и самих старых ставок.
С пятого года старые ставки снижаем на 20%. При этом суммы выручки С1 и С2
облагаются по единой ставке 38%. Рост С5 примем равным 50%.
На шестой год старые ставки снижаем на 40%. По ставке 38% облагаем выручку С3, а ставки на выручку С1 и С2 увеличиваем на 4%, т.к. с этого момента можно начинать постепенное движение новых ставок налогов к 62%. Выручку С4 и С5 облагаем по ставкам 30%. Прирост С6 примем как и на пятом году 50%.
Седьмой год. Старые ставки снова снижаем на 20%, и они составят 40% от первоначальной величины. Прирост С7 примем равным 30%.
Логика расчетов сохраняется: мы постепенно увеличиваем те новые ставки, которые достигли 38% на 4-6%, двигаясь к заданной величине 62%, совершая некоторые «остановки».
Результаты расчетов представлены в виде графика на рисунке. Отметим, что этот график имеет вид экспоненты, т.е. универсальной функции, описывающей все основные процессы в природе. Это подтверждает, что мы вышли на параметры нормального естественного процесса и ход наших рассуждений в принципе правильный.
В итоге на 12-й год мы получим увеличение суммы налогов в 32,23 раза. А объем оборота товарно-денежной массы (у нас она именуется «выручка») составит 78,88 исходной величины «нулевого» года. Итак, увеличение объема производства товаров и услуг почти на два порядка! И это вполне нормально, в первую очередь, потому, что существующее положение следует считать
абсолютно ненормальным.
Тем, кого смущают такие темпы и объемы роста, можно пояснить, что они немного отличаются от тех, которые имели место при НЭПе, с тем отличием, что перед введением НЭПа в стране не существовало гигантской теневой сферы. Поэтому смущаться надо не полученными цифрами, а существующим положением. Главный вывод этой статьи заключается в том, что сегодня государство получает в 50 раз меньше, чем может дать бизнес, а может получить в 80 раз больше, чем получает сейчас. Для этого налоговую дубину экономического дикаря мы должны сменить на карандаш инженера. Прошу считать это предложением обществу и государству.
Н.Б. Покровский,
Генеральный директор ЗАО «Гуманитарный фонд»
Используются технологии uCoz